Выбор буксирной линии и расчет
скорости буксировки
Буксирная линия (буксир) соединяет между собой буксировщик и
буксируемое судно. Она может состоять как отдельно из стального или
синтетического троса, якорной цепи, так и в комбинации между собой. Ее
длина зависит от района плавания, гидрометеорологических условий,
водоизмещения буксируемого судна, скорости буксировки, запаса прочности,
массы буксирной линии и достаточной величины провеса. Прочность
буксирной линии определяется исходя из мощности СЭУ буксирующего судна,
максимальной скорости буксировки и водоизмещения буксируемого объекта.
Величина буксирного троса зависит от тяговой силы и запаса прочности
(3-5-кратного).
На всех судах имеются паспортные диаграммы тяги и мощности. На них могут
быть нанесены зависимости тяги или мощности СЭУ от скорости судна для
различных его состояний (второй движитель застопорен, вращается,
подкручивается и т. д.), для различных гидрометеорологических условий
плавания и состояния обрастания корпуса судна.
Паспортная диаграмма тяги позволяет определить скорость буксировки,
допустимую частоту вращения гребных винтов и натяжение буксирного троса.
На нее наносят кривую суммарного сопротивления буксирующего и
буксируемого судов, которое определяется
R = Rb + Ra/Zb.
где Rb - сопротивление воды движению
буксирующего судна, Н; Rа - полное сопротивление воды движению
буксируемого судна, Zb- число гребных винтов
на буксирующем судне
Морская буксировка требует, чтобы буксирные тросы были не только
достаточной прочности, но и необходимой длины. Ориентировочно принимают
Lb = 0,85/Hв,
где Lb, - длина буксирного троса, h, - высота
волны.
Имея большую длину, буксирный трос приобретает и большую стрелу провеса,
которая выполняет роль амортизатора рывков и компенсатора малой
эластичности стальных буксирных тросов.
Практическим путем также можно установить необходимую длину буксирного
троса. Это делается по результатам наблюдений за натяжением буксирного
троса и поведением судов. Если длина буксирного троса недостаточна, в
штормовых условиях он начинает вибрировать, выходить из воды и
натягиваться втугую. В этом случае следует увеличить длину буксирного
троса или уменьшить скорость буксировки. Чрезмерная длина буксирного
троса также нежелательна, особенно на малых глубинах, так как, имея
большой провес, буксирный трос будет доставать до грунта, создавая
дополнительное сопротивление движению, и быстро изнашиваться. Длина
буксирного троса должна быть не менее трех длин буксировщика для
исключения влияния кильватерной струи; должна обеспечивать управляемость
буксируемого судна.