К плавучим сооружениям относят: плавучие доки и краны, плоты, буровые
вышки и другие объекты. Буксировка этих сооружений имеет свои сложности
и особенности. Прежде чем приступить к буксировке плавучего сооружения,
необходимо определить его пригодность к морской буксировке с учетом
района плавания, времени года и гидрометеорологических условий.
Плавучие сооружения должны быть тщательно подготовлены и проверены для
безопасной буксировки, -и- должны получить разрешение на выход в рейс в
инспекции портового надзора. Особое внимание уделяется способу
укрепления буксирного троса. Буксирный трос крепят к специальным
устройствам, которые изготавливаются в заводских условиях. Начальнику
экспедиции (капитану буксировщика) своевременно предъявляются
необходимые документы, разрешающие буксировку объекта. О приемке объекта
к буксировке составляется акт комиссией, назначаемой начальником
экспедиции совместно с владельцем или капитаном буксируемого объекта.
Для вспомогательных целей в экспедицию буксировки больших объектов
входят мощные морские буксиры-спасатели.
При буксировке плавучего дока следует иметь в виду, что в условиях
штормовой погоды возникает необходимость приема балласта в понтоны для
того, чтобы увеличить его осадку и предотвратить возможность повреждения
стапель-палубы.
Плавучие сооружения, имеющие немореходные формы обводов, буксировать на
одном" буксирном тросе трудно, так как такая буксировка приводит к
чрезмерной рыскливости. Для такой буксировки привлекается несколько
буксировщиков. В случае обрыва браги во время буксировки, особенно в
штормовых условиях, ее трудно не только изготовить, но и завести.
Поэтому брага должна обладать прочностью, значительно большей, чем
буксирный трос. В качестве составных частей буксирной линии используются
якорные цепи необходимой длины и калибром свыше 60 мм. В рейсе на доке
оставляют часть экипажа, который наблюдает за состоянием дока,
креплением буксирных и швартовных тросов, за несением ходовых огней и
знаков. В случае ухудшения погоды по команде с головного буксировщика
заполняют понтоны и выполняют другие работы, связанные с безопасностью
буксировки. Когда буксировку осуществляют несколько буксировщиков, то
один из них назначается главным, команды с которого выполняются не
только буксируемым сооружением, но и всеми остальными судами, которые
помогают осуществлять сложную буксировку. Большое значение придается
организации связи между всеми судами каравана.
Буксировка плавучего крана начинается с его тщательной подготовки. Для
этого все надстройки, двери, горловины, палубные механизмы и устройства
обшивают специальными листами. Для доступа в машинное отделение
оставляют один вход. Грузовую стрелу приводят в исходное положение и
хорошо крепят или снимают. В носовой части иногда устанавливают
волнорез. Плавучий кран в основном буксируется без команды. Ходовые огни
включают с начала буксировки и выключают после ее окончания.
Буксировку землесосов и земснарядов осуществляют исходя из их
конструктивных особенностей, архитектуры, прочности корпусов,
благоприятной гидрометеорологической обстановки и дальности перехода.
Плоты, представляющие собой плавучие сооружения, составленные из
круглого леса, буксируют в открытом море в виде кошм и сигар. Формируют
сигары с помощью рамы-колыбели. Кошму составляют из бревен и переплетают
стальными тросами. Буксировку плотов в открытом море осуществляют за
последнее время крайне редко.
Техника безопасности при буксировочных работах. На буксирных арках
буксировщика с обеих сторон на видном месте яркой краской наносятся
четкие надписи <Берегись буксира>. Подача буксирного троса на
буксируемое судно или прием его на гак с буксируемого судна на буксир
выполняется под руководством помощника капитана или боцмана, а на
транспортных (неспециализированных) судах - под руководством старшего
помощника капитана. Подача буксирного троса на ходу производится в
аварийных случаях. Отдача буксирного троса с гака или кнехтов
осуществляется по команде лица, руководящего буксировкой. В этом случае
не разрешается стоять вблизи троса, а необходимо находиться от него на
расстоянии не менее 1,5 м. Работать буксирной лебедкой по стравливанию
или выборке буксирного троса можно только тогда, когда из опасной зоны
будут удалены все люди.
При буксировочных работах запрещается:
в момент подачи буксирного троса кому-либо находиться у борта или
высовываться за борт, с которого он подается;
накладывать на гак и кнехты разные тросы, если на них закреплен
буксирный трос;
начинать буксировку, если с буксируемого судна не получено подтверждение
о закреплении буксирного троса;
поднимать якоря или отдавать швартовы на буксируемых судах без команды
лица, руководящего буксировкой;
буксировать суда, если на них отданы или притравлены якоря;
находиться вблизи буксирного гака в районе действия буксирного троса и
бурундуков;
оставлять буксирный гак в нерабочем положении незакрепленным;
снимать буксирный трос с гака вручную.
О всех запрещениях при буксировочных работах экипаж оповещается по
судовой радиотрансляции.