Наряду с перевозкой грузов на самоходных судах большое место в работе
флота занимают буксирные перевозки, которые во многих случаях являются
более рентабельными. С буксирными операциями также часто связаны работы
по перестановке и швартовке самоходных судов, по вводу их в порт и
выводу их из него, перемещению несамоходных плавучих сооружений. Эти
работы выполняют специальные суда - буксиры, которые, помимо других
устройств, должны иметь устройство, обеспечивающее надежную и удобную
буксировку.
Конструкция буксирного устройства зависит от способа буксировки.
Наиболее простым и в то же время наиболее распространенным способом
буксировки является буксировка на гаке. В этом случае суда соединяют
длинным гибким тросом, который подают с кормы буксирующего судна на нос
буксируемого. Портовые буксировки часто производят лагом, когда буксир
несколькими швартовными концами закрепляют у борта буксируемого судна.
При таком способе буксировки достигается хорошая управляемость, что
очень важно в условиях ограниченной акватории порта. На реках за
последнее время широкое распространение получила буксировка способом
толкания. В этом случае буксир устанавливают в корме буксируемого судна
и при помощи тросов или специального устройства производят
надежное соединение.
Основными деталями буксирного устройства при буксировке на гаке являются
буксирный трос и г к (рис. 92).
В качестве буксирных применяют как растительные, так и стальные тросы.
Растительным обычно пользуются при портовых буксировках. Для морской
буксировки применяют стальной гибкий трос. Недостаток стального троса -
его малая эластичность. Поэтому морские буксировки производят при
большой длине буксира (400-500 м) или в трос включают 2-3 смычки якорной
цепи. Благодаря большой длине и значительной массе трос провисает и
смягчает рывки. Большой эластичностью отличаются тросы из синтетического
волокна.
Буксирный трос крепят на специальном гаке. Буксирные гаки бывают
простые, полуавтоматические и автоматические. Простой гак (рис. 93, а)
неудобен тем, что трос можно отдать только при наличии слабины.
Рис. 93. Буксирные гаки: а - простой; б -
полуавтоматический; в - автоматический
Но часто приходится отдавать буксирный трос под натяжением в момент
рывка, когда он направлен под углом к диаметральной плоскости и вызывает
большой крен буксира, что может привести к опрокидыванию последнего.
Быстрая отдача натянутого троса обеспечивается применением
автоматических и полуавтоматических гаков (рис. 93, б, в). Как те, так и
другие имеют откидную часть, которая удерживается в рабочем положении,
упираясь в специальную щеколду. При сдвиге щеколды поворотная часть
освобождается, гак открывается, и буксирный трос соскальзывает с него.
У полуавтоматического гака щеколда сдвигается вручную при помощи
спускового тросика, проведенного на мостик. Щеколда автоматического гака
удерживается от сдвига специальной пружиной, отрегулированной на
определенное усилие. В том случае, когда натяжение троса превышает
расчетное усилие, щеколда сдвигается и гак автоматически открываемся.
Гак закрепляют на буксирной дуге, расположенной в горизонтальной
плоскости. Параллельно буксирной дуге часто устанавливают погон, на
котором лежит гак, имеющий значительную массу. Гак к буксирной дуге'
крепят через пружинные амортизаторы.
Большое влияние на мореходные качества буксира оказывает место установки
буксирной дуги. Обычно ее устанавливают примерно посередине длины судна
на высоте 1 -1,5 м от верхней палубы. Такое положение дуги обеспечивает
хорошую поворотливость буксира и удобное обслуживание буксирного
пространства, но при боковом натяжении троса может вызвать опасный крен
судна. Поэтому при морских буксировках, чтобы избежать боковых рывков,
буксирный трос, идущий от гака, проводят через кормовой буксирный клюз.
Если его нет, то трос раскрепляют оттяжками или на него накладывают
цепной стопор.
Для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают
несколько буксирных арок. Высоту арок выбирают в зависимости от
положения буксирного гака.
Многие морские буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. В этом
случае буксирный трос закрепляют не на гаке, а на барабане лебедки.
Лебедка имеет специальное устройство, автоматически регулирующее
натяжение троса. В случае увеличения тягового усилия, а также при
различных рывках лебедка потравливает трос, чем достигается смягчение
рывков. При уменьшении тягового усилия трос автоматически подбирается.
К буксирному устройству следует также отнести битенги и кранцы.
Установка вдоль каждого борта 2-3 битенгов или арочных кнехтов
обеспечивает надежное закрепление тросов при буксировке лагом. На носу и
корме буксира имеются мягкие кранцы.
Буксирное устройство всегда должно быть в исправном состоянии. Все
детали буксирного устройства следует осматривать перед каждой морской
буксировкой. Особенно внимательного ухода требует автоматические и
полуавтоматические гаки. Регулярная очистка и смазка этих гаков еще не
обеспечивают их надежной работы. Трущиеся части автоматических гаков
надо периодически расхаживать. Не реже 1 раза в месяц следует смазывать
буксирные тросы машинным маслом. При хранении тросы закрывают
парусиновым чехлом, снимая его в солнечную погоду для проветривания.
Чтобы при буксировке трос не перетирался в клюзе, в местах излома
рекомендуется клетневать его. При наличии в буксирном тросе на длине,
равной восьми его диаметрам, лопнувших проволок в количестве более 10 %
их общего числа, трос необходимо заменить.