Успешное проведение спасательных операций при аварии судна во многом
зависит от быстрого и умелого спуска спасательных средств на воду и
правильного поведения находящихся там людей. Это определяется различными
правилами документами. Здесь надо указать Устав службы на судах
Министерства морского флота, Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС)
и введенное с 1 июля 1986 г. Руководство по оставлению судна.
Особое значение и сложность представляет спуск спасательных шлюпок на
воду. Перед началом спуска необходимо разнести и закрепить фалини,
отдать леерное ограждение на палубе и ввинтить пробки в сливное
отверстие шлюпки. После этого отдают найтовы шлюпки и стопоры шлюпбалок.
Найтовы могут крепиться каждый к своей шлюпбалке или иметь общий
глаголь-гак. Отдача стопоров производится поворотом маховика винтового
шпинделя. В некоторых спусковых устройствах отдача найтовов и
освобождение от стопоров сблокированы. В таких случаях при отдаче
стопоров автоматически отдаются и найтовы.
Гравитационные шлюпбалки вываливаются за борт под действием силы тяжести
шлюпки, а удерживаются лопарем шлюпталей при помощи шлюпочной лебедки.
Поэтому для обеспечения спуска достаточно ослабить ленточный стопор
лебедки, что достигается подъемом рукоятки тормоза. Если рукоятку
отпустить, спуск прекращается. При поднятой рукоятке скорость спуска
(примерно 1 м/с) регулируется автоматически центробежным тормозом. Для
многих современных шлюпок управлять тормозом можно изнутри шлюпки, на
нефтеналивных судах подобное устройство обязательно.
Спуск шлюпки продолжают до тех пор, пока она не окажется на плаву, после
чего выкладывают шлюп-тали. При волнении моря следует постараться
опустить шлюпку на подошву волны и выкладывать шлюп-тали, когда шлюпка
поднимается волной вверх. Очень важно, особенно на волнении, выкладывать
носовые и кормовые тали одновременно. Для этого спасательные шлюпки
часто имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае шлюптали можно
выкладывать и людей нагрузкой, т. е. когда шлюпка не коснулась
поверхности воды (конечно, не слишком высоко от воды).
Для спуска шлюпок с судна, имеющего большой крен, они снабжены
спусковыми салазками, состоящими Из двух полозьев, которые крепят к
борту шлюпки. Во время спуска шлюпка скользит на салазках по борту, а
когда она достигнет воды, полозья освобождаются.
Посадку людей в спасательные шлюпки удобнее производить на штатном месте
установки шлюпки, т. е. пока она еще на борту и не начат спуск. Для
этого здесь устанавливают наклонный трап, обеспечивающий быструю и
безопасную посадку. Такой прием особенно желателен для пассажиров.
Посадку можно производить с уровня шлюпочной палубы. При этом шлюпку
приспускают до уровня палубы и с помощью талей подтягивают к борту
судна. Закончив посадку, тали отпускают и продолжают спуск шлюпки.
Иногда в процессе спуска в шлюпке находится несколько человек из
экипажа, обеспечивающие все нужные операции. В этих случаях пассажиры
шлюпки спускаются в нее по штормтрапам или по шкентелям с мусингами.
Посадку людей в шлюпки необходимо производить быстро и организованно.
Выработанные нормы времени посадки (10 мин на грузовых судах и 25 - 30
на пассажирских) носят теоретический характер и в условиях шторма,
волнения и холодной погоды нереальны. Это подтверждено большим числом
крупных аварий мирового флота. Именно поэтому непрерывно ведутся работы
по внедрению более надежных средств спасения.
Спуск спасательных плотов на воду осуществляется значительно проще -
путем сбрасывания. Для сбрасывания жесткого плота, установленного и
закрепленного на наклонной площадке, достаточно отдать крепление, и плот
соскальзывает в воду. Надувные плоты сбрасывают за борт вместе с
контейнерами, убедившись перед этим, что свободный конец^пускового линя
надежно закреплен на судне.
Для надувания сброшенного за борт плота необходимо выбрать слабину и
резко дернуть за пусковой линь. В результате этого прорезается мембрана
в головке газового баллона, и в камеру плавучести начинает поступать
газ. Давление газа раскрывает контейнер, и плот быстро, в течение не
более 1 мин надувается.
Надутый плот подтягивают за линь и удерживают у борта на время по садки
людей. Посадка в этом случае производится по штормтрапам, а при
небольшой высоте борта судна можно прыгать в плот сверху. В штормовых
условиях приходится чаете прыгать с борта в море (не забыв надеть
спасательный жилет), а затем подплывать к плоту и влезать в него Такой
способ в холодную погоду опасен и может вызвать переохлаждена организма.
Поэтому на современны: пассажирских судах устанавливаются спускаемые
плоты.
Такой плот для спуска подносят к плотбалке, надувают и закладываю так
шкентеля плотбалки за рым вершине палатки плота. Отдав леерное
ограждение, плот выводят за борт и подтягивают для посадки людей. Спуск
плота на воду происходит под действием силы тяжести при ослабленном
тормозе лебедки. Управлять тормозом можно с пульта на палубе или прямо
из плота при помощи управляющего линя. Когда плот сядет на воду и с гака
шкентеля снимется нагрузка, гак автоматически выложится, и освобожденный
шкентель возвращается за следующим плотом. Время спуска одного плота не
более 5 мин.
Все спасательные средства и спусковые устройства должны постоянно
находиться в исправном состоянии и быть готовыми в любой момент для
немедленного использования.
Все операции по спуску спасательных средств и посадке людей в них
подробно объяснены в Руководстве по оставлению судна.
Для лучшей сохранности шлюпка всегда должна быть закрыта парусиновым
чехлом. В солнечные дни его снимают для проветривания шлюпки, просушки
инвентаря и шлюпочного снабжения. При этом необходимо проверить наличие
и доброкачественность неприкосновенного запаса провизии и пресной воды.
Недоброкачественные продукты необходимо немедленно заменить новыми.
Спасательные средства следует периодически осматривать и очищать,
металлические плоты и шлюпки своевременно окрашивать, спасательные
жилеты периодически просушивать и проветривать. Все замеченные при
осмотре дефекты должны быть немедленно устранены.
Уход за надувными плотами в судовых условиях ограничивается внешним
осмотром контейнеров без их вскрытия. Плоты проверяют и ремонтируют на
специальных станциях обслуживания.
Шлюпбалки должны быть хорошо расхожены. Для этого их трущиеся части
систематически смазывают. Если можно, то эти части следует закрывать
парусиновыми чехлами, пренеисправности шлюпок и плотов, препятствующей
их плаванию с допущенным по норме количеством людей,
неисправности спусковых устройств, препятствующей спуску шлюпок и плотов
на воду или делающей их спуск с людьми небезопасными, или создающей
невозможность подъема шлюпок из воды;
неисправности стационарных средств, предназначенных для освещения
спасательных шлюпок (плотов), их спусковых устройств и поверхности моря
в районе спуска шлюпок (плотов), отсутствия на штатных местах
положенного количества исправных спасательных жилетов или их
неисправности; если истек срок годности спасательных средств.
Использовать спасательные средства не по прямому назначению
категорически запрещается.