Полная исправность грузового устройства обеспечивает не только
быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, но и безопасность
людей, выполняющих грузовые операции. Для поддержания грузового
устройства в исправном состоянии необходим повседневный уход за ним.
Ответственность за состоянием грузового устройства несет старший
помощник капитана, осуществляя все необходимые мероприятия для
поддержания его на нужном уровне с помощью и при непосредственном
участии боцмана. Старший помощник обязан перед началом грузовых операций
проверить исправность грузового устройства. При выявлении трещин или
значительных деформаций в гайках, скобах, блоках и других деталях, а
также при обнаружении износа шкентелей и цепей сверх допустимого по
нормам их необходимо немедленно заменить. Если грузовое устройство имеет
неисправные детали, использовать его запрещается. Перед
погрузочно-разгрузочными работами устройство должно быть опробовано
вхолостую.
Проведение грузовых операций требует еще более внимательного наблюдения
за работой устройства. К работе на грузовых лебедках допускаются только
специально подготовленные лица. Особенного внимания требует работа
спаренными стрелами. Подъем груза в этом случае следует производить
только на минимальную высоту, i необходимую для выноса груза за борт.
При увеличении высоты подъема груза возрастают усилия в шкентелях и
оттяжках.
К подъему тяжеловесных стрел необходимо предварительно тщательно
подготовиться. К этой работе привлекаются наиболее опытные члены
экипажа. Особое значение приобретает слаженная работа всех лебедчиков.
Поэтому подъем тяжеловесов и работа на них обычно проводятся под
руководством старшего помощника или в его присутствии.
После окончания грузовых работ перед выходом в море грузовое устройство
должно быть надежно закреплено по-походному. Стрелы могут крепиться в
горизонтальном положении, для чего нок стрелы укладывают на специальный
башмак в виде обоймы с накидной наметкой, с помощью которой нок стрелы
надежно закрепляется. Ранее применялся вертикальный вариант крепления
стрел по-походному, но как менее надежный он не рекомендуется.
Тяжеловесные стрелы всегда крепятся по-походному вертикально. Стрелу
поднимают при помощи топенантталей до тех пор, пока блоки не сойдутся
вплотную. Окончательно устанавливают стрелу горденем. Поднятую стрелу
заводят в бугель, где прочно закрепляют.
При установке стрел по-походному весь такелаж должен быть хорошо
обтянут. Грузовой гак закладывают за палубный рым, а шкентель наматывают
на барабан лебедки и туго обтягивают. Оттяжки укладывают вдоль стрелы,
для чего блоки оттяжек закладывают в обухи у шпора стрелы. Лопари талей
обтягивают, укладывают в бухту и подвешивают. Чтобы грузовой шкентель и
оттяжки не провисали и не раскачивались, их прихватывают в нескольких
местах к стреле концом растительного троса.
Длительные морские переходы необходимо использовать для приведения в
порядок деталей грузового устройства. С этой целью рекомендуется в рейсе
весь такелаж стрелы снять и тщательно осмотреть. Нельзя использовать
трос, если в любом его месте по длине, равной восьми диаметрам троса,
общее число лопнувших проволок превышает 10 % общего их числа.
Доброкачественные тросы тируют, укладывают в бухты и хранят в кладовых.
Вместе с тросами необходимо осмотреть все блоки: разобрать, очистить от
ржавчины и смазать. Особое внимание следует уделить грузовым блокам,
которые изнашиваются значительно быстрее других деталей. Все цепи,
входящие в грузовое устройство, очищают от грязи и ржавчины и
окрашивают. Перед окраской каждое звено следует внимательно осмотреть и
обстучать ручником. Надо помнить, что детали с износом более 10 % по
толщине или диаметру, а также с трещинами, остаточными деформациями или
изломами не должны допускаться к эксплуатации.
Стоячий такелаж также должен быть покрашен и протиран. Талрепы вант
очищают, расхаживают и смазывают. Для предохранения от коррозии талрепы
закрывают брезентовыми чехлами.
Уход за металлическими стрелами и мачтами заключается в очистке их от
ржавчины и окраске. После этого на каждой стреле наносят четкую надпись
о допускаемой нагрузке при работе одной стрелой и спаренной работе <на
телефон>.
Механизмы грузового устройства надо защищать от засорения углем и песком
и оберегать от попадания воды. Во всех случаях, когда грузовое
устройство не работает, грузовые лебедки должны быть закрыты чехлами. В
хорошую погоду чехлы необходимо снимать для вентиляции и просушки.
Кроме повседневного ухода и наблюдения, судовая администрация должна не
реже 1 раза в 3 мес проводить освидетельствование грузового устройства и
результаты осмотра заносить в вахтенный журнал и формуляры. Независимо
от освидетельствований, проводимых судовой администрацией, грузовое
устройство необходимо представлять для освидетельствования и испытания
Регистру СССР. При этом все съемные детали, используемые в грузовом
устройстве, подвергаются испытанию пробной нагрузкой. На деталях,
выдержавших такое испытание, на видном месте наносится клеймо Регистра
СССР с указанием безопасной рабочей нагрузки.
Помимо отдельных деталей, испытанию подвергается все грузовое
устройство. Для этого поднимается груз, масса которого для стрел
грузоподъемностью до 20 т превышает установленную грузоподъемность на 25
%. При испытании стрел грузоподъемностью 20-50 т поднимают груз на 5 т
больше, а при грузоподъемности свыше 50 т масса поднимаемого груза
должна на 10 % превышать грузоподъемность стрелы.
Перед испытанием все детали грузового устройства следует внимательно
осмотреть, проверить натяжение стоячего такелажа, испытать в действии
работу грузовых лебедок. Если предстоит испытание тяжеловесных стрел,
устанавливают штатные дополнительные штанги.
Для испытания стрелы с нормальным вооружением устанавливают под углом
15° к горизонту, а тяжеловесные стрелы, шпоры которых закреплены на
палубных фундаментах,- под углом 25°.
При проведении испытаний пробный груз поднимают лебедкой на достаточную
высоту и стрелу перекладывают с борта на борт и обратно. Перемещать груз
следует осторожно и постоянно следить за работой деталей устройства.
Если будут обнаружены явные признаки деформации стрелы или появление
треска в деталях, нужно немедленно спустить груз и прекратить испытание.
После окончания испытаний надо снова тщательно осмотреть все механизмы и
детали грузового устройства, чтобы убедиться в том, что в них нет
трещин, изломов остаточных деформаций и т. п. Результаты
освидетельствования следует занести в специальную Регистровую книгу
подъемных механизмов, которая выдается Регистром СССР и хранится на
судне.
Работа грузовыми устройствами запрещается при:
наличии трещин и разрывов у подъемных гаков, блоков, вертлюгов, скоб,
звеньев подъемных цепей и других ответственных деталей;
уменьшении диаметра звеньев подъемных цепей, колец, скоб, болтов,
штырей, вертлюгов вследствие износа более чем на 10 % и наличия у
подъемных тросов лопнувших проволок в количестве более 5 % их общего
числа на длине, равной десяти диаметрам;
неисправности в тормозных устройствах;
наличии трещин и деформаций у стальных мачт и грузовых стрел;
отсутствии сертификатов на подъемные устройства, Регистровой книги
подъемных механизмов и надписей на стрелах о грузоподъемности.