Системы водоснабжения (рис. 139, а). Морские суда обычно оборудуются
независимыми трубопроводами питьевой, мытьевой и забортной воды.
Питьевая вода подается в камбуз и к кипятильникам, а также в
умывальники. В банях и прачечных используется пресная мытьевая вода.
Холодная и горячая забортная вода подводится в туалеты, а также
используется для охлаждения кипятильников и питания опреснительных
установок. Трубопроводы каждой системы водоснабжения имеют свои
отличительные знаки. На трубах забортной и мытьевой воды накрашивают два
узких отличительных кольца зеленого цвета. Трубопровод питьевой воды
имеет отличительные кольца, между которыми наносят предупреждающее
кольцо синего цвета.
К качеству питьевой воды предъявляют очень строгие требования. Поэтому
хранение питьевой воды на судне производится в специальных вкладных
цистернах, не соприкасающихся с забортной водой и цистернами топлива.
Для замера уровня врды цистерны оборудованы водомерными стеклами или
дистанционными уровнемерами. Применять футштоки для определения
количества питьевой воды запрещается. Мытьевую воду на судах обычно
хранят в отсеках двойного дна, изготовленных из нержавеющей стали и
оборудованных бактерицидными установками.
Напор в системе создается с помощью пневмоцистерны. Принцип ее
действия состоит в том, что при подаче воды в герметически закрытую
цистерну в верхней части сжимается воздух. Повышенное давление в
пневмоцистерне используется для подачи воды в расходную магистраль.
Нормальная работа систем водоснабжения и их содержание в исправном
состоянии обеспечиваются повседневными наблюдением и уходом. Особенно
тщательно следует наблюдать за состоянием питьевой воды: цистерны, в
которых она хранится, необходимо регулярно очищать и окрашивать. Запасы
воды можно хранить в цистернах зимой не более 7, а летом 5 сут. Для
увеличения сроков хранения система питьевой воды оборудуется
ионизационными бактерицидными установками.
Системы канализации. Для удаления различных нечистот и загрязнений воды
на судах имеются три канализационные системы: фановая, сточная и
шпигатная. Фановая служит для удаления нечистот (фекальных вод) из
туалетов, сточная - воды из умывальников, бань, душевых, прачечных и т.
п. Вода с открытых палуб удаляется за борт шпигатной системой.
Отличительный знак труб канализационных систем - два узких кольца
черного цвета.
Современные морские суда имеют фаново-сточную систему закрытого типа
(рис. 139, б). При такой системе загрязненная вода и нечистоты отводятся
в специальные сборные цистерны, опорожнение которых производится в
открытом море, а при стоянке в порту - в плавучие станции сбора
фекальных вод. Удаление нечистот производится фекальным насосом, который
имеет устройство для автоматического пуска при заполнении цистерны. При
стоянке судна в порту, а также при плавании в водах с санитарным режимом
автоматика должна быть отключена. Трубопровод сброса имеет два вывода за
борт - ниже и выше ватерлинии. Верхним сбросом пользуются при сливе
нечистот в плавучие емкости.
У выхода за борт отливной трубопровод имеет невозвратно-запорный клапан.
Из санитарных помещений фекальные и сточные воды поступают в цистерны
самотеком по фановому и сточному трубопроводам. Трубопровод фановой
системы выполняется из стальных оцинкованных труб диаметром не менее 100
мм. Такой диаметр обеспечивает быстрое и надежное прохождение фекальных
вод при уклоне не менее 0,05° (угол к горизонту около 5°). Для сточного
трубопровода применяют трубы меньшего диаметра. Чтобы в помещение не
проникал неприятный запах, на сточных и фановых трубах устанавливают
водяные затворы, представляющие собой изгибы труб, где задерживается
вода, которая препятствует проходу газов. С этой же целью под
умывальниками устанавливают отстойники.
Шпигатная система состоит из палубных шпигатов и спускных труб. Спускные
трубы доводят только до нижележащей палубы, так что спуск воды
производится последовательным перепуском с самой верхней палубы на все
палубы, расположенные ниже, а с нижней из открытых палуб вода спускается
за борт. Забортные отверстия спускных труб могут быть расположены как
непосредственно у палубы, так и у ватерлинии. Второе лучше, так как в
этом случае на борту не будет подтеков загрязненной воды.