Буксиры осуществляют буксировку несамоходного флота, а также вводят в
порт и выводят из него крупные самоходные суда.
Буксиры отличаются большой мощностью СЭУ, что позволяет развивать
большую тягу на гаке, а наличие буксирного устройства обеспечивает
быстрое и простое соединение буксира с буксируемым судном.
В зависимости от района плавания различают портовые и морские буксиры.
Портовые буксиры - гладкопалубные суда с небольшой рубкой, в которой
размещены жилые и служебные помещения. Часть жилых помещений расположена
в основном корпусе под палубой. Для предохранения корпуса от вмятин и
повреждений при частых швартовках по бортам буксира установлены
привальные брусья, а на носу и в корме - большие мягкие кранцы.
Морские буксиры должны обладать достаточной мореходностью. С этой целью
они имеют удлиненный бак, который не только уменьшает заливаемость
палубы водой, но и позволяет судну легко всходить на волну. Корпус
буксира обычно имеет ледовые подкрепления, что позволяет использовать
его в качестве вспомогательного ледокола.
Ледоколы (рис. 11) -специальные суда, предназначенные для проводки
транспортных судов в морях Северного Ледовитого океана, а также в
замерзающих портах других морей и океанов.
В зависимости от района плавания различают линейные и вспомогательные
ледоколы. Линейные ледоколы занимаются проводкой транспортных судов в
Арктическом бассейне, а вспомогательные используются для работы в портах
и для оказания помощи судам при проводке Северным морским путем.
Особенность линейных ледоколов - высокая прочность корпуса, которая
обеспечивается не только увеличением размеров набора и толщины обшивки,
но и установкой большого числа поперечных переборок, а также палуб и
платформ. Наличие большого числа водонепроницаемых переборок
обеспечивает также высокую непотопляемость ледокола при получении
пробоины.
Для повышения ледокольных качеств эти суда имеют своеобразную форму
корпуса: большой подрез носовой и кормовой оконечностей в подводной
части и клинообразную форму поперечного сечения. Благодаря подрезу носа
ледокол имеет возможность вползать на лед и ломать его своей тяжестью.
Клинообразная форма корпуса уменьшает возможность сжатия ледокола
льдами. В последние годы началось внедрение ледоколов с особой
конфигурацией корпуса - с ложко- или полуложкообразной формой обводов
носовой оконечности.
Рис. 11. Атомный ледокол
Вспомогательные ледоколы имеют менеё прочный корпус, не менее двух
палуб и обычно удлиненный бак.
Лоцманские суда служат для доставки Лоцмана на судно. Доставка лоцмана
на судно производится на лоцманском катере, а в защищенных местах и при
тихой погоде на небольшом лоцманском боте. Лоцманское судно используется
для размещения дежурных лоцманов в том случае, когда место приема
лоцмана находится далеко от порта, а также для лоцманской проводки
методом лидирования.