Суда технического флота. Они выполняют дноуглубительные работы в
портах и на морских каналах.
Дноуглубительные снаряды в зависимости от способа выемки грунта со дна
водоема разделяют на землечерпалки и землесосы.
Землечерпалка имеет черпаковую раму с передвигающейся по ней цепью, на
которой установлены черпаки. Верхний конец рамы закреплен шарнирно на
башне, а нижний опускается на дно водоема. При движении цепи черпаки
захватывают грунт и поднимают его вверх. Проходя через верхний барабан,
черпаки опрокидываются и вываливают грунт, который по наклонному лотку
направляется в грунтовой трюм или в трюм грунтоотвозной шаланды.
Землесос засасывает грунт со дна водоема через трубу (сосун), опущенную
с судна. В некоторых случаях на конце сосуна устанавливают вращающуюся
фрезу-разрыхлитель, что позволяет использовать землесос на глинистых
грунтах. Смесь воды с грунтом (пульпа) направляется по рефулерному
трубопроводу, уложенному на поплавках, к месту свалки.
Грунтоотвозные шаланды перевозят грунт, поднятый землечерпалка ми. Их
особенность состоит в том что грунтовые трюмы не имеют днища и
закрываются снизу шарнирными крышками - лядами. Когда ляды открывают,
грунт вываливается в воду. Плавучесть шаланды обеспечивают воздушные
ящики которые расположена по борта от грунтовых трюмов.
Специальные суда. Эти суда имею узкую специализацию. Экспедиционные и
гидрографические суда сл) жат для проведения научных рабе по
исследованию океанов и море и гидрографических работ по составлению
морских карт. Эти суд имеют развитые надстройки и рубки где размещаются
лаборатории, научные кабинеты, жилые помещения т. п. Гидрографические
суда полярных исследований отличаются повышенной прочностью и ледокол
ной формой корпуса.
Учебные суда предназначены для прохождения на них плавательной практики
курсантов высших инженерных морских и мореходных училищ. Эти суда, кроме
помещеня для экипажа, имеют кубрики д. размещения практикантов, классы и
помещения, учебный ходовой машинный класс, такелажную м; терскую и т. п.
Широкое распространение получили учебно-производвенные суда (рис. 12),
на которые имеются грузовые помещения, что позволяет сочетать
прохождение практики с выполнением производственных заданий.
В качестве учебных судов час используются парусные суда. Прохождение
практики в тяжелых условиях парусного плавания позволяет учащимся не
только приобрести необходимые практические навыки, не воспитывает силу
воли, выносливость и любовь к морю.
Спасательные и пожарные суда это обычно морские буксиры, имеющие
повышенную мощность, что позволяет им развивать высокую скорость и при
необходимости проводить буксировку потерпевших аварию судов.
Спасательные суда оборудуются водоотливной системой большой
производительности, которую используют для откачки воды с аварийного
судна.
Рис. 12. Учебно-производственное судно
Пожарные суда используют для тушения пожаров как в порту, так и на
судах. Высокая скорость и хорошая маневренность позволяют этим судам
быстро подходить к месту пожара.
Нефтемусоросборщики и сборщики льяльных вод - суда, специально
построенные для охраны водной среды от загрязнения.
Нефтемусоросборщики служат для сбора и удаления нефтепродуктов и мусора
с поверхности воды. Они разделяются на портовые и морские. Портовые
нефтемусоросборщики для сбора загрязнений на закрытых акваториях
оборудуются специальными уловителями и захватами, сепараторами и
отстойными танками. Морские нефтемусоросборщики предназначены для борьбы
с загрязнением при авариях. Они локализуют разлив нефти заграждениями с
поплавками и производят ее сбор в судовые танки мощными насосами с
сепараторами. Остатки нефтепродуктов нейтрализуются химическими
реактивами.
При эксплуатации судна на нем
постепенно собирается некоторое количество воды, загрязненной
нефтепродуктами. Такие нефтесодержащие воды сдают на специальные
плавучие станции-сборщики льяльных вод, где производится их полная
очистка.
Плавучие маяки - суда, устанавливаемые на якоре у входа в морские каналы
или у мест, опасных для судоходства. Плавучий маяк окрашивается в яркий
заметный цвет, а на палубе имеет высокую башню с маячным фонарем,
снабжен также средствами звуковой сигнализации.
Плавучие краны - самоходные или несамоходные суда, на которых
смонтированы подъемные краны большой грузоподъемности (до 1000 т и
более).
Плавучие доки являются одним из основных средств подъема судов для
ремонта подводной части.
Промысловые суда характерны большим разнообразием типов и групп, а также
конструктивных особенностей. Так, траулеры имеют особый вырез в корме с
пологим спуском для спуска и подъема трала, транспортно-рефрижераторные
суда обладают мощной холодильной установкой и обычно имеют значительную
скорость, плавбазы имеют рыбообрабатывающие цехи т. п.