Обслуживание якорного устройства, а также управление брашпилем
возлагается на боцмана. Но это не снимает со старшего помощника капитана
ответственности за правильное использование якорного устройства и
постоянную его готовность.
Надежная работа якорного устройства обеспечивается тщательным уходом и
соблюдением правил его эксплуатации. Детали якорного устройства и
подъемные механизмы необходимо регулярно осматривать, очищать и
смазывать.
При подходе к якорной стоянке тщательно подготавливают все якорное
устройство и в первую очередь брашпиль. Подготовленный брашпиль
проверяют в работе на холостой ход. При подготовке брашпиля необходимо
также проверить исправность ленточных стопоров и муфт.
Перед отдачей якоря необходимо убедиться в том, что ленточный стопор
зажат. Только после этого можно отдать палубные стопоры и с помощью
муфты отключить звездочку от механизма брашпиля. Если затем несколько
ослабить ленточный стопор, то якорная цепь под действием силы тяжести
будет медленно потравливаться. При потравливании якорной цепи нельзя
резко и быстро зажимать ленточный стопор. Резкое торможение может
оборвать цепь.
На больших глубинах рекомендуется якорь отдавать брашпилем. В этом
случае звездочка не отключается и потравливание производится работающим
брашпилем.
При подъеме якоря якорную цепь очищают от грязи сильной струей воды.
Обмытая цепь не засоряет цепной ящик, и на ней легче различать дефекты и
маркировку. Чтобы удалить грязь и куски грунта с якоря, достаточно
оставить его на короткое время за бортом во встречном потоке воды.
Втягивать якорь в клюз следует осторожно, на малой скорости. Втянутый
якорь должен быть плотно прижат к обшивке судна, чтобы при качке он не
ударялся о корпус.
Для очистки
якорей от тины, водорослей, ракушечника применяют моющее средство
Фаворит-К.
Для того чтобы вода через клюз не попадала на палубу и в цепной ящик,
палубные клюзы задраивают парусиновыми чехлами или специальными крышками
При длительных рейсах клюз трубы, идущей в цепной ящик, иногда заливают
цементом
Наибольшему износу обычно подвергаются первые от якоря смычки, поэтому
для равномерного износа всей якорной цепи рекомендуется менять местами
первые и последние смычки или всю цепь повернуть коренным концом к
якорю. Для равномерного износа обеих цепей рекомендуется якоря отдавать
попеременно.
При постановке судна в док якорную цепь вытравливают из цепного ящика и
растаскивают на стапель-палубе дока для осмотра. Соединительные звенья
цепи разбирают и очищают стальными щетками. Затем цепь окрашивают
каменноугольным лаком. Якоря тоже очищают от ржавчины и окрашивают
каменноугольным лаком. Необходимо следить за тем, чтобы краска не
попадала на трущиеся части, которые смазывают густой смазкой. У запасных
якорей проверяют надежность крепления к палубе судна и, если необходимо,
эти якоря окрашивают.
Одновременно с осмотром цепи очищают цепной ящик. Его скатывают водой из
шланга, а затем протирают ветошью и просушивают. В случае необходимости
цепной ящик окрашивают.
Контроль за исправным состоянием якорного устройства проводит Регистр
СССР. Ежегодно в присутствии инспектора Регистра якорное устройство
испытывают в действии на отдачу и подъем якорей. Один раз в 2 года
якорные цепи освидетельствуются Регистром СССР.
В соответствии с положением о технической эксплуатации запрещен выход в
море, если- в клюзах нет хотя бы одного станового якоря; отсутствуют две
или более смычки на одной якорной цепи; имеются трещины в звеньях цепи
или износ звеньев превышает нормы, установленные Регистром СССР;
брашпиль имеет неисправности, мешающие подъему и отдаче якоря;
проскальзывают звенья якорной цепи на звездочке барабана брашпиля;
ленточный стопор ненадежно зажимает цепные барабаны; неисправны
разобщительные муфты.