Для обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другого
судна используют швартовное устройство. Основными его деталями являются
швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмы
для выбирания швартовов.
В качестве швартовных могут использоваться растительные, гибкие стальные
и синтетические тросы. Для повышения эластичности стальных швартовных
тросов в них могут включаться вставки из растительного или
синтетического троса - амортизаторы. На нефтеналивных судах применяют
только растительные тросы, так как стальные могут быть причиной
образования искр, что может привести к пожару. В синтетических тросах
вследствие накопления статического электричества также могут возникнуть
искры. Поэтому на танкерах их разрешено применять после обработки в
морской воде или солевом растворе для ликвидации статического заряда.
Размер швартовных тросов, их количество и длина определяются Правилами
Регистра СССР в зависимости от размеров судна. Наиболее
распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром
19 - 28 мм и растительные 100-250 мм в окружности.
На одном конце швартовного троса имеется петля - огон, который надевают
на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки.
Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.
Кнехты (рис. 86) представляют собой парные чугунные или стальные тумбы,
расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее
основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на
низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как
двойные, так и одинарные.
Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде
восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху.
Обычно накладывают 3-4 полные восьмерки и только в исключительных
случаях число шлагов доводят до 10. Чтобы не происходило самосбрасывание
троса, на него накладывают схватку.
Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный
клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с
гладкими закругленными краями. В настоящее время все более широкое
применение находят универсальные клюзы (рис. 87) и автоматические клюзы,
имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от
перетирания.
В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают
киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему
необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок (рис.
88). Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших
судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ
тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Кроме киповых
планок, для изменения направления троса применяют также направляющие
роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.
Для хранения стальных швартовных тросов используют вьюшки,
представляющие собой барабан, го-
Рис 86 Кнехты а - крестовые, б - обыкновенныеризонтальный вал которого закреплен в подшипниках станины.
По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса. К деталям
швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы.
Бросательный конец изготавливают из линя длиной около 25 м. На одном его
конце имеется легость - парусиновый мешочек, наполненный песком.
Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при
швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого
растительного троса. Применяют также пробковые кранцы, представляющие
собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В
последнее время все более широкое применение находят пневматические
кранцы.
Швартовное устройство может не иметь специальных механизмов. Для
выбирания швартовных тросов используют брашпиль и грузовые лебедки, для
чего на них имеются швар-
Рис 87. Универсальный швартовный клюз
товные турачки. И только в корме, где нет никаких механизмов,
устанавливают специальный швартовный шпиль.
Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и
закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него
предварительно накладывают стопор. Наиболее часто для швартовного троса
применяют цепной стопор (рис. 89, а), представляющий собой кусок цепи,
один конец которого закреплен за кнехты или за обух на палубе судна.
Такой стопор накладывают на стальной швартовный трос стопорным узлом,
для растительных и синтетических швартовов применяют тросовый стопор. На
больших судах применяют стационарные винтовые стопоры (рис. 89, б), в
которых трос зажимается винтом между щеками. Стационарные стопоры
устанавливают на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом.
Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощаются при
использовании кнехтов с вращающимися тумбами, которые начали применять в
последнее время. Швартов накладывают восьмерками на тумбу кнехта и
подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта
проворачйваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки
брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который
препятствует их повороту в обратном направлении.
Крупнотоннажные суда, на которых работать вручную с тяжелыми тросами
трудно, имеют автоматические швартовные лебедки (рис. 90), установленные
на палубе. В этом случае швартовный трос закрепляют не на кнехтах, а на
барабане лебедки, что позволяет использовать ее не только для выбирания
троса, но и для автоматического регулирования его натяжения.
Большинство деталей швартовного устройства расположено на палубе бака
(рис. 91). Здесь размещаетсянесколько пар
кнехтов, одна из которых используется в качестве буксирных и поэтому
имеет большие размеры.
Рис. 88. Киповые планкиа - с тремя роульсами, б - с двумя роульсами, в - без роульсов
На козырьке установлены киповые планки, а в фальшборте имеются
швартовные клйзы. Для изменения направления швартовного троса поставлены
направляющие роульсы. В качестве механизма для выбирания швартовных
концов используются турачки брашпиля или барабан якорно-швартовной,
лебедки.
В корме, на палубе юта размещаются примерно те же детали швартовного
устройства. Для выбирания швартовов здесь обычно устанавливают шпиль или
автоматическую швартовную лебедку.
На верхней палубе между надстройками с каждого борта устанавливают по
3-4 кнехта. Около каждого кнехта в фальшборте имеется швартовный клюз.
Быстрое и надежное выполнение швартовных операций обеспечивается
надлежащим уходом за всем швартовным устройством и содержанием его в
исправном состоянии. Из всех деталей швартовного устройства наиболее
тщательного ухода и бережного хранения требуют швартовные тросы.
Швартовные тросы необходимо предохранять от преждевременного износа. Все
кнехты, киповые планки, швартовные клюзы и турачки брашпиля должны быть
достаточно гладкими и не иметь заусениц. Роульсы киповых планок должны
быть хорошо расхожены и легко вращаться, для чего необходимо их
систематически очищать и смазывать. Для предохранения от перетирания
закрепленных швартовных тросов подних следует
в местах трения (в кипах, в клюзах и т. п.) подкладывать шпигованные
маты или обматывать трос старой пархсиной.
Большое значение для сохранности тросов имеет их правильное
закрепление на кнехтах. Трос на кнехты следует накладывать правильными
восьмерками таким образом, чтобы трос шел взакрут, т. е. по свивке
прядей. В противном случае трос на кнехте расплющивается и теряет
прочность. Для закрепления троса нельзя пользоваться кнехтами малого
диаметра, так как при крутых изгибах трос быстро приходит в негодность.
Диаметр тумбы кнехта должен быть не менее 10 диаметров стального троса.
Швартовные механизмы - шпили, швартовные лебедки и брашпили должны быть
чистыми и исправными. Перед использованием швартовные механизмы
смазывают и опробуют в работе на холостой ход. В нерабочем состоянии
механизмы закрывают парусиновыми чехлами. Для предохранения от коррозии
механизмы, за исключением трущихся поверхностей, окрашивают.
Не реже 1 раза в год швартовное устройство осматривает инспектор
Регистра СССР. Если при осмотре стального швартовного троса будет
обнаружено на длине, равной восьми диаметрам троса, 10 % лопнувших
проволок от их общего числа, трос заменяют новым.