Сложность спуска современных тяжелых спасательных шлюпок в аварийной
ситуации, особенно при шторме, волнении и низкой температуре,
значительно снижает их эффективность. Поэтому правила СОЛАС-74 допускают
применение спасательных устройств, которые приводняются методом
свободного падения
Плоткаюта, или спасательная капсула (рис 101), вмещает весь экипаж судна
и устанавливается в особой нише на корме судна в диаметральной плоскости
Люди размещаются на койках, пристегнутые ремнями Разобщение системы
возможно изнутри при значительных углах крена. Возможно свободное
падение с высоты более 20 м Может иметь двигатель для того, чтобы
держаться против волны. Более крупные капсулы, обычно сферической формы,
устанавливаются на морских буровых платформах и могут вмещать до 50 чел
Это средство пока не нашло широкого применения, так как имеет сложную и
дорогую конструкцию
Сбрасываемая с кормы закрытая шлюпка вмещает весь экипаж судна,
устанавливается в диаметральной плоскости на специальном слипе При
освобождении развивает скорость до 10-12 уз, что позволяет шлюпке
описать траекторию с удалением от судна на безопасное расстояние Шлюпка
входит в воду и всплывает сама Экипаж пристегнут ремнями. Предусмотрен и
вариант обычного тросового спуска Возможно использование при больших
углах крена. Сброс допустим с высоты более 20 м. Шлюпка имеет двигатель
и способна развивать скорость до 6 уз Стоимость системы велика
Эти спасательные средства пока имеют экспериментальный характер Сейчас
во многих странах ведутся работы по созданию наиболее надежного и
простого спасательного устройства.
Одна из главных причин, вызывающих гибель людей, оказавшихся за бортам
судна, эта переохлаждение организма.
Рис 101 Сбрасываемая плоткаюта
Рис 102 Гидротермокостюм
Надежную защиту от этой опасности дает гидротермокостюм (рис. 102).
Изготовляются такие костюмы из водонепроницаемого материала, который не
должен загораться или плавиться после охвата пламенем в течение 2 с
Между слоями кроющего материала расположен слой синтетического пористого
и огнестойкого неопрена толщиной до 5 мм. Это обеспечивает пребывание в
воде при температуре от 0 до + 2 °С в течение 6 ч Костюм такого типа
имеет собственную достаточную плавучесть, поэтому нет необходимости
применять спасательный жилет. В нем можно прыгать в воду с высоты
не менее 4,5 м, проплывать до 25 м и подниматься в шлюпку.
Застежки-молнии особой конструкции обеспечивают водо- и
газонепроницаемость.
Теплоизолирующий мешок предназначен для пассивной защиты от
переохлаждения людей Он изолирует все тело человека, кроме лица,
выполняя свои функции при температуре от -30° до +20 °С.
Для снятия людей с гибнущего судна сейчас широко применяют вертолеты.
Устройства, облегчающие эту операцию, показаны на рис. 103.
Гидротермокостюмами должен обеспечиваться весь экипаж дежурной шлюпки.
Кроме того, правила СОЛАС-74 установили следующий порядок снабжения
судов гидротермокостюмами и мешками.
Рис 103. Устройства для спасения людей на
вертолете: а - спасательный пояс, б - спасательная корзина, в -
спасательная сетка
На пассажирских судах, где нет закрытых или полузакрытых шлюпок, в
каждой спасательной шлюпке должны быть 3 гидротермокостюма и
теплоизолирующие мешки.
Грузовые суда должны иметь в каждой спасательной шлюпке не менее 3
гидротермокостюмов, а также по спасательному мешку на всех остальных
членов экипажа. Эти мешки не требуются, если судно оборудовано полностью
закрытыми шлюпками.
Указанные требования распространяются на суда, которые заложены 1 июля
1986 г. или позже.
Проведенные натурные испытания гидротермокостюмов показали их высокую
надежность и эффективность.