Осушительная система. В процессе эксплуатации в корпус судна попадает
некоторое количество воды, которую принято называть <льяль-ной> водой.
Удаляется эта вода из помещений судна при помощи осушительной системы,
которая используется также для аварийного осушения отсеков в случае
нарушения водонепроницаемости корпуса.
Осушительная система (рис. 134) на судах выполняется по
централизованному принципу, при котором в каждый осушаемый отсек
проводится отдельный трубопровод. Несколько трубопроводов подключают к
одной клапанной коробке с невозвратно-запорными клапанами. Применение в
осушительной системе клапанов невозвратного типа исключает возможность
затопления отсеков судна через осушительный трубопровод.
Трубопровод осушительной системы делают из стальных оцинкованных труб
диаметром не менее 50 мм. На его поверхность наносят два отличительных
кольца - зеленое узкое и черное широкое.
Осушительный трубопровод обычно проводят в трюмах, укладывая его поверх
скуловых книц. Для защиты от повреждений трубы закрывают кожухом. В
корме осудительный трубопровод прокладывают в туннеле гребного вала.
Количество приемных отростков осушительной системы и их расположение
зависят от размеров и формы осушаемого отсека. На судах с двойным дном в
каждом трюме устанавливают два приемных отростка. Приемники
устанавливают в бортовых льялах у кормовой переборки трюма. При большой
ширине судна, а также при уклоне второго дна диаметральной плоскости у
вертикального киля устраивают сборные колодцы, куда проводят -
дополнительные приемные отростки. На судах без двойного дна обычно
имеются три приемных отростка: один в диаметральной плоскости и два у
бортов. Если судно имеет значительный подъем днища, достаточно
установить приемники только в диаметральной плоскости.
От засорения осушительный трубопровод предохраняют установкой на
приемные трубы специальных коробок или сеток с отверстиями диаметром
8-10 мм. В машинном отделении приемные отростки вместо сеток имеют
легкодоступные грязевые коробки. Для предупреждения затопления судна
через осушительный трубопровод на приемных отростках устанавливают
невозвратные клапаны.
Для очистки льяльных вод от нефтепродуктов и предупреждения загрязнения
моря нефтью суда имеют сепарационное, или фильтрующее, оборудование,
которое исключает возможность сброса вод с нефтесодержанием, превышающим
установленные нормы. Такое оборудование обычно работает в автоматическом
режиме и не только управляет сбросом, но и непрерывно регистрирует
нефтесодержание в сбросе. Сброс очищенных льяльных вод производится
через отливной трубопровод, который выводится за борт выше ватерлинии.
Нефтяные остатки после сепарации и все нефтесодержащие смеси, которые не
могут быть обработаны на судне, собирают в сборные танки для последующей
сдачи на берег. Сливной трубопровод для сдачи льяльных вод выведен на
оба борта и имеет патрубки для присоединения шлангов.
В осушительной системе применяют как поршневые, так и центробежные
насосы. Каждое судно имеет не менее двух осушительных насосов с
механическим приводом, а пассажирские суда - не менее трех. Один из этих
насосов должен быть только осушительный, а остальные могут
использоваться и для других целей. Все насосы включены в общую систему,
а независимый, кроме того, имеет приемный отросток для аварийного
осушения машинного отделения.
Балластная система. Для обеспечения остойчивости, а также для
изменения осадки, крена и дифферента на судно принимают балласт, в
качестве которого используют забортную воду. Для его приема и удаления
служит балластная система.
На морских судах балластная система (рис. 135) выполняется по
централизованному принципу. От клапанных коробок, расположенных в
машинном отделении, в каждую балластную цистерну проведена отдельная
труба, по которой производится как наполнение, так и осушение цистерн.
Поэтому в балластной системе применяется арматура запорного типа,
допускающая движение жидкости в обоих направлениях.
Балластный трубопровод делают из стальных оцинкованных труб диаметром
50-200 мм. Их отличительный знак - одно широкое кольцо зеленого цвета.
Трубы балластной системы проводят внутри двойного дна. Приемники
балластного трубопровода устанавливают в самом низком месте цистерны.
Чтобы понизить положение приемника, конец приемной трубы снабжается
колоколообразным раструбом.
Забортную воду в балластную систему принимают через кингстон,
установленный на днище или скуле судна в районе машинного отделения.
Кингстон представляет собой клапан или клинкет, один фланец которого
закреплен к наружной обшивке судна. В месте установки кингстона обшивка
имеет забортное отверстие, закрытое решеткой. Для продувания решетки к
кингстону подведены трубопроводы водяной пожарной магистрали и свежего
пара.
Отливной трубопровод балластной системы, снабженный невозвратно-запорным
клапаном, выводят за борт над грузовой ватерлинией.
Балластную систему должен обслуживать по крайней мере один насос. В
качестве балластного может быть использован осушительный или пожарный
насос, если в балластных танках не предусмотрено хранение запасов
жидкого топлива.
Рис. 135. Балластная система: а - схема
балластного трубопровода в машинном отделении; б - кингстон; в -
приемник балластного трубопровода; 1- балластный насос; 2- отливной
трубопровод; 3- невозвратно-запорный клапан; 4- запорные клапаны; 5-
клапанные коробки с запорными клапанами; 6- приемные отростки в носовые
балластные танки; 7- кингстон; 8- приемный трубопровод; 9- приемные
отростки в кормовые балластные танки; 10-наружная обшивка; 11-седло;
12-тарелка; 13-шток; 14-сальник; 15- маховик; 16- крышка; 17-
трубопровод к балластному насосу; 18- корпус; 19- решетка
Все закрытые цистерны, которые могут заполняться жидкостью, должны
иметь воздушные трубы диаметром не менее 50 мм. Воздушные трубы
устанавливают в самом высоком месте цистерны. Если цистерны имеют
значительный размер и плоский настил, то устанавливают несколько труб.
Нижний конец трубы заканчивается сразу под настилом цистерны, верхний
выводится на открытую палубу, где заканчивается <гуськом>, загнутым
книзу концом. <Гусек> предохраняет трубу от засорения и препятствует
попаданию воды. Но во Bpeмя шторма вода может проникнуть в воздушную
трубу и при наличии <гуська>.
Надежным устройством, препятствующим попаданию воды в воздушную трубу и
в то же время пропускающим воздух, является <плавучий> клапан (рис.
136). Легкий пробковый или резиновый шар, находясь нормально в нижнем
положении, не препятствует проходу воздуха. При заливании клапана водой
шар всплывает и плотно перекрывает воздушную трубу.
На верхнем конце воздушных труб, выходящих из топливных цистерн и
коффердамов, устанавливают пламепрерывающую арматуру - огневые
предохранители.
Все воздушные трубы имеют планки с отличительной надписью, где указаны
номер и назначение цистерн. Их маркируют желтым и зеленым кольцами.
Для определения количества жидкости в балластных цистернах и цистернах
жидкого топлива, а также в льялах и сборных колодцах устанавливают
измерительные трубы с внутренним диаметром не менее 32 мм. Измерительную
трубу (рис. 137) располагают над самым низким местом цистерны. Нижний
конец трубы почти вплотную доводят до днища цистерны. Вверх
измерительная труба должна подниматься вертикально, без изгибов. Верхний
конец трубы выводят на открытую палубу, где закрывают пробкой с винтовой
нарезкой. На пробке делают надпись, указывающую наименование цистерны и
номер трубы.
Из цистерн, расположенных под машинно-котельным отделением и туннелем
гребного вала, измерительные трубы на палубу не выводят, а заканчивают в
этих помещениях на некоторой высоте от второго дна. Через такую трубу,
оставленную по недосмотру открытой, при заполнении цистерны жидкость
будет поступать в помещение. Поэтому все измерительные трубы,
установленные в машинно-котельном отделении и туннеле гребного вала,
должны иметь самозапирающиеся приспособления Таким приспособлением
является захлопка (кран), на рукоятке которой закреплен противовес. При
нижнем положении противовеса захлопка (кран) закрыта.
Уровень жидкости замеряют при помощи градуированной рейки - футштока. На
тонкой цепочке или тросике футшток опускают в измерительную трубу. После
извлечения футштока из цистерн по величине его смоченной части
определяют уровень воды.
Современные суда часто оборудуют системами дистанционного измерения
уровня жидкости (рис. 138), позволяющими производить все замеры с
центрального поста. Из различных дистанционных указателей уровня
наибольшее распространение на судах получили пневмеркаторные системы и
дифманометры.
Датчиком в пневмеркатор ной системе является колпак (воздушный колокол),
установленный в самом низком месте цистерны. От колпака к посту
управления проведена трубка, которая соединяется с жидкостным
манометром, представляющим собой указатель уровня.
Рис 138 Система дистанционного замера уровня
жидкости а - пневмеркаторная система, б - дифманометр, 1- колпак, 2-
труба к манометру, 3- трехходовой кран, 4- жидкостный манометр 5-
трубопровод сжатого воздуха, б- индукционная катушка, 7- сердечник, 8-
мембрана преобразователя, 9- преобразователь, 10- капиллярная трубка,
11- мембрана, 12-датчик дифманометра
Перед снятием замеров измерительную трубу и колпак продувают сжатым
воздухом, который вытесняет из колпака жидкость. В результате этого в
колпаке устанавливается давление, равное давлению столба жидкости над
колпаком. Это давление замеряют манометром и по его показаниям
определяют количество жидкости в цистерне.
В дифманометре гидростатическое давление жидкости воспринимает мембрана.
Прогибы мембраны вызывают перемещение сердечника в индукционной катушке
преобразователя. Это приводит к изменению силы тока в электрической цепи
и к соответствующему отклонению стрелки указателя уровня.
Для контроля уровня трюмных вод могут применяться также различные реле
уровня, которые устанавливают в сборных колодцах. Реле уровня имеет
открытый снизу колокол с размещенным в нем сильфоном.
При повышении уровня воды в сборном колодце повышается давление внутри
колокола, в результате чего сильфон сжимается и замыкает контакты
аварийной сигнализации.
Осушительная система должна всегда содержаться в исправном состоянии и в
готовом к действию виде. Перед каждой погрузкой необходимо осмотреть и
очистить сборные колодцы и сетки на приемных патрубках Грязевые коробки,
расположенные в машинно-котельном отделении, следует осматривать и
очищать ежедневно. Все клапаны системы должны быть в исправном
состоянии, а клапаны распределительных коробок - иметь надписи,
указывающие на осушаемый отсек.
Безотказная работа осушительной системы во многом зависит от содержания
в чистоте осушаемых помещений. Поэтому после каждой выгрузки грузовые
трюмы должны быть чисто подметены и весь муcop удален за борт. При этом
необходимо проверить плотность пайола и льяльных лючин.
Уровень воды в льялах и сборных колодцах следует замерять каждую вахту и
результаты замеров заносить в журнал замеров уровня воды. Если уровень
воды в льялах повышается, необходимо откачать ее до полного осушения,
систематически замеряя уровень воды в этом отсеке. Одновременно следует
выяснить поступление воды и принять необходимые меры для устранения этой
причины.
После каждого ремонта, а также при освидетельствовании система
подвергается гидравлическому испытанию. Если осушительный трубопровод
неисправен или поломан трюмный насос, выход судна в море не разрешается.
Балластная система во всех случаях должна обеспечивать быстрый прием и
удаление балласта. Для исправного действия системы балластные отсеки
всегда должны быть чистыми. При постановке судна в док приемные
кингстоны осматриваются и очищаются. Если неисправен балластный
трубопровод, выход судна в плавание запрещается.
Все воздушные и измерительные трубы должны постоянно содержаться в
исправном состоянии. Трубы, проходящие через грузовые помещения,
необходимо защищать кожухами. При каждом повреждении кожуха следует
проверять исправность трубы, а повреждение немедленно устранить.
Особенно тщательного наблюдения требуют фланцы, крепящие воздушные и
измерительные трубы к настилу второго дна, так как при недостаточной
плотности этого соединения может быть подмочен груз.