Пожар на судне представляет чрезвычайно серьезную опасность. Во
многих случаях пожар наносит не только значительные материальные убытки,
но является причиной гибели людей. Поэтому предупреждению пожаров на
судах и мерах борьбы с огнем придается первостепенное значение.
Предупреждение пожаров достигается проведением ряда мероприятий.Читайте про пожары:
Тайны
морских катастроф.
Для локализации пожара судно разделяется на вертикальные противопожарные
зоны огнестойкими переборками (типа А), которые сохраняют
непроницаемость для дыма и пламени в течение 60 мин. Огнестойкость
переборки обеспечивается изоляцией из несгораемых материалов.
Огнестойкие переборки на пассажирских судах устанавливают на расстоянии
не более 40 м друг от друга. Такими же переборками выгораживают посты
управления и помещения, опасные в пожарном отношении.
Внутри противопожарных зон помещения разделяются огнезадерживающими
переборками (типа В), которые сохраняют непроницаемость для пламени в
течение 30 мин. Эти конструкции также имеют изоляцию из огнестойких
материалов.
Все отверстия в противопожарных переборках должны иметь закрытия,
обеспечивающие непроницаемость для дыма и пламени. С этой целью
противопожарные двери имеют изоляцию из несгораемых материалов или с
каждой стороны двери устанавливают водяные завесы. Все противопожарные
двери оборудованы устройством для дистанционного закрытия с поста
управления
Успех борьбы с огнем в значительной мере зависит от своевременного
обнаружения очага пожара. Для этого суда оборудованы различными
сигнальными системами, позволяющими обнаружить пожар в самом его начале.
Существует много типов сигнальных систем, но все они работают по
принципу обнаружения: повышения температуры, появления дыма и открытого
пламени.
В первом случае в помещениях устанавливают термочувствительные
извещатели, включенные в сигнальную электрическую сеть. При повышении
температуры извещатель срабатывает и замыкает сеть, в результате на
ходовом мостике загорается сигнальная лампа и включается звуковой сигнал
тревоги. По такому же принципу работают сигнальные системы, основанные
на обнаружении открытого пламени. В этом случае в качестве извещателей
используются фотоэлементы. Недостатком этих систем является некоторое
запаздывание в обнаружении пожара, так как начало пожара не всегда
сопровождается повышением температуры и появлением открытого пламени.
Более чувствительными являются системы, работающие на принципе
обнаружения дыма. В этих системах из контролируемых помещений по
сигнальным трубам постоянно отсасывается вентилятором воздух. По дыму,
выходящему из определенной трубки, можно определить помещение, в котором
возник пожар
Обнаружение дыма производится чувствительными фотоэлементами, которые
устанавливаются на концах трубок. При появлении дыма изменяется сила
света, вследствие чего фотоэлемент срабатывает и замыкает сеть световой
и звуковой сигнализации.
Средствами активной борьбы с огнем на судне являются различные системы
пожаротушения: водяная, паровая и газовая, а также объемного химического
тушения и пенотушения.
Система водяного тушения. Наиболее общим средством борьбы с пожарами на
судне является система водяного пожаротушения, которой должны быть
оборудованы все суда.
Система выполнена по централизованному принципу с линейным или кольцевым
магистральным трубопроводом, который изготовлен из стальных оцинкованных
труб диаметром 100-200 мм. По всей магистрали устанавливают пожарные
рожки (краны) для подключения пожарных шлангов. Расположение рожков
должно обеспечивать подачу двух струй воды в любое место судна. Во
внутренних помещениях они установлены не более чем через 20 м, а на
открытых палубах это расстояние увеличено до 40 м. Для того чтобы можно
было быстро обнаружить пожарный трубопровод, его окрашивают в красный
цвет. В тех случаях, когда трубопровод окрашен под цвет помещения, на
него наносят два узких отличительных кольца зеленого цвета, между
которыми накрашивают узкое красное предупреждающее кольцо. Пожарные
рожки во всех случаях окрашивают в красный цвет.
В системе водотушения применяют центробежные насосы с независимым от
главного двигателя приводом. Стационарные пожарные насосы устанавливают
ниже ватерлинии, чем обеспечивается подпор на всасывании. При установке
насосов выше ватерлинии они должны быть самовсасывающими. Общее число
пожарных насосов зависит от размеров судна и на больших судах доходит до
трех с общей подачей до 200 м3/ч. В дополнение к ним многие суда имеют
аварийный насос с приводом от аварийного источника энергии. Для пожарных
целей могут также использоваться балластные, осушительные и другие
насосы, если они не служат для перекачки нефтепродуктов или для осушения
отсеков, в которых могут оказаться остатки нефтепродуктов.
На судах валовой вместимостью 1000 peг. т и более на открытой палубе с
каждого борта водопожарная магистраль должна иметь устройство для
подключения международного соединения.
Эффективность системы водотушения в значительной степени зависит от
давления. Минимальное давление в месте расположения любого пожарного
рожка 0,25-0,30 МПа, что дает высоту струи воды из пожарного шланга до
20-25 м. С учетом всех потерь в трубопроводе такой напор у пожарных
рожков обеспечивается при давлении в пожарной магистрали 0,6-0,7 МПа.
Трубопровод водотушения рассчитан на максимальное давление до 10 МПа.
Система водотушения является наиболее простой и надежной, но
использовать сплошную струю воды для тушения пожара можно не во всех
случаях. Например, при тушении горящих нефтепродуктов она не дает
эффекта, так как нефтепродукты всплывают на поверхность воды и
продолжают гореть. Эффекта можно добиться только в том случае, если воду
подавать в распыленном виде. В этом случае вода быстро испаряется,
образуя пароводяной колпак, изолирующий горящую нефть от окружающего
воздуха.
На судах вода в распыленном виде подается спринклерной системой, которой
могут оборудоваться жилые и общественные помещения, а также ходовая
рубка и различные кладовые. На трубопроводах этой системы, которые
проложены под подволоком защищаемого помещения, установлены
автоматически действующие спринклерные головки (рис. 143).
Выходное отверстие спринклера закрыто стеклянным клапаном (шариком),
который поддерживают три пластинки, соединенные между собой легкоплавким
припоем. При повышении температуры во время пожара припой плавится,
клапан открывается, и выходящая струя воды, ударяясь в специальную
розетку, разбрызгивается. У спринклеров другого типа клапан удерживается
стеклянной колбой, заполненной легко-испаряющейся жидкостью. При пожаре
пары жидкости разрывают колбу, в результате чего открывается клапан.
Температуру вскрытия спринклеров для жилых и общественных помещений в
зависимости от района плавания принимают 70-80 °С.
Для обеспечения автоматической работы спринклерная система должна всегда
находиться под напором. Необходимое давление создает пневмоцистерна,
которой оборудована система. При вскрытии спринклера давление в системе
падает, в результате чего автоматически включается спринклерный насос,
который обеспечивает систему водой при тушении пожара. В аварийных
случаях спринклерный трубопровод может быть подключен к системе
водотушения.
В машинном отделении для тушения нефтепродуктов применяют систему
водораспыления. На трубопроводах этой системы вместо автоматически
действующих спринклерных головок устанавливают водораспылители, выходное
отверстие которых постоянно открыто. Водораспылители начинают
действовать сразу же после открытия запорного клапана на подводящем
трубопроводе.
Распыленную воду используют также в системах орошения и для создания
водяных завес. Систему орошения применяют для орошения палуб
нефтеналивных судов и переборок помещений, предназначенных для хранения
взрывчатых и легко воспламеняющихся веществ.
Водяные завесы выполняют роль противопожарных переборок. Такими завесами
оборудуют закрытые палубы паромов с горизонтальным способом погрузки,
где установить переборки невозможно. Противопожарные двери также могут
заменяться водяными завесами.
Перспективной является система мелкораспыленной воды, в которой вода
распыляется до туманообразного состояния. Распыление воды производится
через сферические распылители с большим количеством отверстий диаметром
1 - 3 мм. Для лучшего распыления в воду добавляют сжатый воздух и
специальный эмульгатор.
Система паротушения. Работа системы парового пожаротушения основана на
принципе создания в помещении атмосферы, не поддерживающей горения.
Поэтому паротушение применяют только в закрытых помещениях. Так как на
современных судах с двигателями внутреннего сгорания нет котлов большой
производительности, то системой паротушения обычно оборудуют только
топливные цистерны. Паротушение также можно применять в. глушителях
двигателей и в дымовых трубах.
Система паротушения на судах выполняется по централизованному принципу.
От парового котла пар давлением 0,6-0,8 МПа поступает на
парораспределительную коробку (коллектор), откуда в каждый топливный
танк проведены отдельные трубопроводы из стальных труб диаметром 20-40
мм. В помещения с жидким топливом пар подводится в верхнюю часть, что
обеспечивает свободный выход пара при максимальном заполнении танка. На
трубах системы паротушения накрашивают два узких отличительных кольца
серебристо-серого цвета с красным предупреждающим кольцом между ними.
Газовые системы. Принцип действия газовой системы основан на том, что к
месту пожара подается инертный газ, не поддерживающий горение. Работая
на том же принципе, что и система паротушения, газовая система по
сравнению с ней имеет ряд преимуществ. Применение в системе
неэлектропроводного газа позволяет использовать газовую систему для
прекращения пожара на работающем электрооборудовании. При пользовании
системой газ не вызывает порчи грузов и оборудования.
Из всех газовых систем на морских судах широко применяется
углекислотная. Жидкий углекислый газ хранится на судах в специальных
баллонах под давлением. Баллоны соединены в батареи и работают на общую
распределительную коробку, от которой в отдельные помещения проводятся
трубопроводы из стальных цельнотянутых оцинкованных труб диаметром 20-25
мм. На трубопроводе углекислотной системы накрашивают одно узкое
отличительное кольцо желтого цвета и два предупреждающих знака - один
красный, а второй желтый с черными диагональными полосами. Трубы обычно
прокладывают под палубой без опускающихся вниз отростков, так как
углекислый газ тяжелее воздуха и при тушении пожара его необходимо
вводить в верхнюю часть помещения. Из отростков углекислота выпускается
через специальные насадки-сопла, количество которых в каждом помещении
зависит от объема помещения. Эта система имеет устройство для контроля.
Углекислотная система может быть использована для тушения пожара в
закрытых помещениях. Наиболее часто такой системой оборудуют сухогрузные
трюмы, машинно-котельные отделения, помещения электрооборудования, а
также кладовые с горючими материалами. Применение углекислотной системы
в грузовых танках наливных судов не допускается. Нельзя также применять
ее в жилых и общественных помещениях, так как даже незначительная утечка
газа может привести к несчастным случаям.
Обладая определенными преимуществами, углекислотная система не лишена
недостатков. Основными из них являются одноразовость действия системы и
необходимость тщательно вентилировать помещение после применения
углекислотного тушения.
Наряду со стационарными углекислотными установками на судах применяются
ручные углекислотные огнетушители, имеющие баллоны с жидкой
углекислотой.
Система объемного химического тушения. Она работает на том же принципе,
что и газовая, но только вместо газа в помещение подается специальная
жидкость, которая, легко испаряясь, превращается в инертный газ тяжелее
воздуха.
В качестве огнегасительной жидкости на судах используется смесь,
содержащая 73 % бромистого этила и 27 % тетрафтордибромэтана. Иногда
применяют другие смеси, например бромистого этила и углекислого газа.
Огнегасительная жидкость хранится в прочных стальных резервуарах, от
которых в каждое из охраняемых помещений проводится магистраль. В
верхней части охраняемого помещения прокладывается кольцевой трубопровод
с распылительными головками. Давление в системе создается сжатым
воздухом, который подается в резервуар с жидкостью из баллонов.
Отсутствие в системе механизмов позволяет выполнять ее как по
централизованному, так и по групповому или индивидуальному принципу.
Система объемного химического тушения может применяться в сухогрузных и
рефрижераторных трюмах, в машинном отделении и помещениях с
электрическим оборудованием.
Система порошкового тушения.
В этой системе используют специальные порошки, которые подаются к месту
воспламенения газовой струей из баллона (обычно это азот или другой
инертный газ). Чаще всего на этом принципе работают порошковые
огнетушители. На газовозах иногда ставят эту систему для использования в
грузовых отсеках. Такая система состоит из станции порошкового тушения,
ручных стволов и особых нескручивающихся рукавов.
Система пенотушения. Принцип действия системы основан на изоляции очага
пожара от кислорода воздуха путем покрытия горящих предметов слоем пены.
Пену можно получить либо химическим путем в результате реакции кислоты и
щелочи, либо механическим путем при смешивании водного раствора
пенообразователя с воздухом. Соответственно этому система пенотушения
делится на воздушно-механическую и химическую.
В системе воздушно-механического пенотушения (рис. 144) для получения
пены используется жидкий пенообразователь ПО-1 или ПО-б, который
хранится в специальных цистернах. При пользовании системой
пенообразователь из цистерны эжектором подается в напорный трубопровод,
где он смешивается с водой, образуя водяную эмульсию. На конце
трубопровода имеется воздушно-пенный ствол. Водяная эмульсия, проходя
через него, засасывает воздух, в результате чего образуется пена,
которая подается к месту пожара.
Для получения пены воздушно-механическим способом водяная эмульсия
должна содержать 4 % пенообразователя и 96 % воды. При смешивании
эмульсии с воздухом образуется пена, объем которой примерно в 10 раз
превышает объем эмульсии. Для увеличения количества пены применяют
специальные воздушно-пенные стволы с распылителями и сетками. В этом
случае получается пена с высокой кратностью пенообразования (до 1000).
Тысячекратная пена получается на основе пенообразователя "Морпен".
Наряду со стационарными системами пенотушения на судах широкое
применение нашли местные воздушно-пенные установки (рис. 145). В этих
установках, которые размещаются непосредственно в охраняемых помещениях,
эмульсия находится в закрытом резервуаре. Для пуска установки в
резервуар подают сжатый воздух, который через сифонную трубку вытесняет
эмульсию в трубопровод. В этот же трубопровод через отверстие в верхней
части сифонной трубки проходит часть воздуха. В результате в
трубопроводе происходит перемешивание эмульсии с воздухом и образуется
пена. Такие же установки небольшой вместимости могут выполняться
переносными - воздушно-пенный огнетушитель.
При получении пены химическим путем в ее пузырьках содержится углекислый
газ, что повышает ее гасительные свойства. Химическим способом пену
получают в ручных пенных огнетушителей типа ОП, состоящих из резервуара,
наполненного водным раствором соды и кислотой. Поворотом рукоятки
открывают клапан, щелочь и кислота смешиваются, в результате чего
образуется пена, которая выбрасывается струей из спрыска.
Система пенотушения может быть использована для тушения пожара в любых
помещениях, а также на открытой палубе. Но наибольшее распространение
она получила на нефтеналивных судах. Обычно на танкерах имеются две
станции пенотушения: основная - на корме и аварийная - в надстройке
бака. Между станциями вдоль судна проложен магистральный трубопровод, от
которого в каждый грузовой танк отходит отросток с воздушно-пенным
стволом. От ствола пена идет в пеносливные перфорированные трубы,
расположенные в танках. Все трубы системы пенотушения имеют два широких
отличительных кольца зеленого цвета с красным предупреждающим знаком
между ними. Для тушения пожара на открытых палубах нефтеналивные суда
оборудуются лафетными воздушно-пенными стволами, которые устанавливают
на палубе надстроек. Лафетные стволы дают струю пены длиной свыше 40 м,
что позволяет в случае необходимости всю палубу покрыть пеной.
Для обеспечения пожарной безопасности судна все системы пожаротушения
должны находиться в исправном состоянии и всегда быть готовыми к
действию. Проверка состояния системы производится путем регулярных
осмотров и проведения учебных пожарных тревог. При осмотрах необходимо
тщательно проверять плотность трубопроводов и исправную работу пожарных
насосов. В зимнее время пожарные магистрали могут замерзнуть. Чтобы
предотвратить замерзание, необходимо отключить участки, проложенные на
открытых палубах, и через специальные пробки (или краны) спустить воду.
Особенно тщательного ухода требуют углекислотная система и система
пенотушения. При неисправном состоянии установленных на баллонах
клапанов возможна утечка газа. Для проверки наличия углекислоты баллоны
следует взвешивать не реже 1 раза в год.
Все неисправности, выявленные при осмотрах и учебных тревогах, должны
немедленно устраняться. Запрещается выпускать в плавание суда, если:
хотя бы одна из стационарных систем пожаротушения неисправна; система
пожарной сигнализации не работает;
отсеки судна, защищаемые системой объемного пожаротушения, не имеют
приспособлений для закрытия помещений снаружи;
противопожарные переборки имеют неисправную изоляцию или неисправные
противопожарные двери;
противопожарное снабжение судна не соответствует установленным нормам.